- 239 просмотров
Анализ требований работодателя к молодым специалистам определенно требует и того, чтобы были рассмотрены конкретные компетенции, которыми должен обладать специалист для успешного и эффективного выполнения работы. Как правило, данные компетенции являются надпрофессиональными. То есть, универсальными для специалиста абсолютно любой отрасли и не связанными с его должностными обязанностями.
Успешная карьера связана не только с качественным выполнением прямых должностных обязанностей, реализацией профессиональных знаний и навыков. Ее успех зависит и от того, как молодой специалист умеет планировать свою деятельность, определять задачи для достижения целей, расставлять приоритеты, коммуницировать с коллегами и руководством.
Soft skills (с англ. «гибкие навыки») – название универсальных компетенций, которые зачастую могут являться ключевыми в успешной трудовой деятельности. Вот список из 10 наиболее востребованных работодателями и часто применяемых специалистами soft skills, а также несколько советов как можно развить каждый из них:
1. Критическое мышление – процесс рассуждения, который используется для объективного анализа какого-либо предмета с целью формирования оценочного вывода; способность ставить под сомнение любую информацию, собственные идеи.
Компетенция критического мышления включает в себя анализ, разложение логических цепочек, сопоставление фактов, выведение оценочных суждений. Проверяйте на прочность любые статьи из интернета, новые идеи, размышления окружающих. Ищите всему подтверждение и обоснование. Не принимать на веру – вот основа критического мышления.
2. Адаптивность – умение быстро и эффективно приспосабливаться к быстрым изменениям, например, условий труда или задач проекта.
Анализируйте и воспринимайте адекватно окружающую среду, не считайте ее враждебной. Будьте наблюдательны, так Вы сможете узнать больше информации, чем Вам могли рассказать. И, самое главное, это всегда быть спокойным, переживания только усложнят и значительно увеличат процесс адаптации к новому.
3. Межличностные навыки коммуникации – умение взаимодействовать с другими участниками рабочего процесса, регулировать конфликты, работать в команде.
Общайтесь, говорите, когда хотите сказать, а после сказанного анализируйте свои мысли и произнесенное. Используйте каждую возможность общения, неважно будь то с коллегами или близкими.
4. Техническая грамотность – уверенное владение ПК и различными (профильными) программными обеспечениями.
Развитие этого скилла напрямую зависит от того, как много Вы практикуетесь, проходите ли обучающие курсы, читаете ли соответствующие новости и литературу.
5. Навыки исследования – включают в себя поиск, отбор, анализ и применение релевантной информации, в том числе с использованием технических средств.
Развитие навыков исследования связано с критическим мышлением, т.к. и здесь необходимо умение определять истинность информации. Навыки исследования приобретаются в процессе учебы, подготовки различных докладов, ВКР и др.
6. Умение решать проблемы и принимать решения – способность видеть варианты решения ситуаций, перспективы, использовать имеющийся опыт и на основе этого принимать решения.
Выделяйте несколько возможных вариантов развития событий, прогнозируйте результат каждого из них и выбирайте тот, который подходит Вам более всего. Иногда бывает так, что решение не может быть для всех правильным и подходящим, но, если Вы принимаете решение, важно, чтобы оно было объективным по Вашему мнению, т.к. аргументировать его и быть ответственным за принятое решение придется именно Вам.
7. Тайм-менеджмент – организация времени, умение эффективно распределять задачи к выполнению, затрачивая при этом минимально необходимое для этого количество времени.
Здесь все кажется простым, главное – взять за привычку: составлять списки дел в соответствии с приоритетами; делить большие задачи на маленькие (так их даже выполнять приятнее); четко ставить цели (используйте конкретные показатели, цифры, без всякой «воды»); устанавливать дедлайны; планировать дел чуть больше, чем можете выполнить (появится азарт выполнить все в срок); оставлять немного свободного времени (всегда могут произойти форс-мажоры, даже, если не по Вашей вине).
8. Трудовая этика – выполнение задач профессионально, эффективно и ответственно, в том числе и успешно с первого раза без последующих исправлений.
Внутренний настрой на качественную работу – залог этого скилла. А еще это важно для продолжения карьеры, никто не любит ленивых и безответственных сотрудников.
9. Эмоциональный интеллект – умения управлять собственными эмоциями, не давать им взять вверх, например, в конфликтных ситуациях. Этот скилл важен при взаимодействии с коллегами, руководством, проявляется в чувстве такта и своевременности реакции.
Занимайтесь самопознанием, то есть признавайте свои собственные эмоции и анализируйте, как они влияют на Ваше поведение и мысли. Для этого возможно обратиться к близким людям с вопросом о том, каким человеком они Вас видят. Это позволит выявить сильные и слабые стороны Вашего эмоционального интеллекта.
10. Управление проектами – навыки организации, планирования, сопровождения и эффективной реализации проектов.
Не бойтесь брать на себя роль лидера, руководителя во время учебных практик, выполнения учебных проектов. Получить ценный опыт управления проектами Вы сможете, регулируя работу даже небольших рабочих групп.
Для начала Вы можете выбрать всего 2-3 компетенции для развития. Не стоит (и не нужно) браться за все сразу, это усложнит задачу и может даже снизить Ваше желание. Определите, каких именно soft skills Вам не хватает для успешного выполнения рабочих задач и работайте только с ними.
Подводя итоги:
Успешное участие в рабочем процессе, достижение целей зависит не только от того, насколько хорошо Вы разбираетесь в своей профессиональной области, но и от того насколько эффективно, например, Вы умеете общаться с коллегами. От этой компетенции зависит то, насколько будет результативна Ваша командная работа, сможете ли Вы обращаться за помощью в решении вопросов и даже выберут ли Вас в кандидаты на внеочередное повышение.