19 февраля сотрудники Департамента по молодежной политике стали участниками однодневного семинара-совещания по вопросу реализации Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» в образовательных организациях высшего образования. Семинар-совещание прошел как в очном формате в г. Москва, так и в дистанционном формате. Представители более 700 вузов обсудили систематизацию воспитательной работы в учебном процессе.
Очно участником семинара-совещания стала Эльвира Закирова, руководитель Центра по организации временной занятости обучающихся Департамента по молодежной политике. Дистанционно к семинару присоединились Юлия Виноградова, директор Департамента по молодежной политике, Анастасия Юдинцева, начальник отдела социальной защиты и организации работы по социальной поддержке обучающихся, Ольга Мысовская, начальник отдела организации патриотического воспитания и профилактики правонарушений, а также Гульназ Марданова, начальник отдела по работе с общественными организациями и институтом кураторства. Также онлайн приняли участие в совещании заместители директоров институтов/Юридического факультета по социальной и воспитательной работе и образовательной деятельности.
В рамках совещания прошла Стратегическая сессия, на которой выступили представители рабочей группы по внесению изменений в федеральный закон. Мероприятие прошло под председательством заместителя министра науки и высшего образования РФ Елены Дружининой в Московском государственном университете пищевых производств.
Среди участников совещания представители органов власти, ректоры университетов, проректоры по учебной работе и воспитательной деятельности, руководители управлений в сфере методической работы и молодежной политики.
Открывая семинар-совещание, Елена Дружинина отметила, что систематизация воспитательной работы в высших учебных заведениях - одна из главных задач, которую предстоит решить представителям университетов: «Закон об образовании — это единственный законодательный акт, где юридически закреплено понятие воспитания. И теперь роль воспитательного процесса в становлении компетентного специалиста и качества высшего образования стала более значимой и масштабной».
Также Елена Дружинина подчеркнула определяющую роль студенчества в жизни государства и общества. «Студенчество – движущая сила современного общества, настоящая и будущая интеллектуальная элита. Государство опиралось и будет опираться на эту самую движущую силу, которая отражает социальные процессы в нашем обществе, главные ожидания и устремления. При этом мы понимаем, что студенческий возраст - крайне важный этап формирования взрослой личности, и наша с вами работа в дальнейшем будет иметь решающее значение для будущих поколений».
Заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Борис Чернышов подчеркнул, что вопрос рассмотрения форматов воспитательной работы в жизни университетов и контрольно-надзорной деятельности назрел давно: «Подходы могут быть разными. Наша задача в том, чтобы государство получило инструмент, чтобы по общим критериям оценивать достаточно четко и одинаково, чтобы все образовательные организации понимали те правила игры, которые будут выстроены для всех игроков на данном пространстве. Но система коммуникации меняется. Она меняется и в студенческой среде, и во взаимоотношениях между профессорско-преподавательским составом и студентами, в отношениях даже между проректорами. Появляются новые инструменты в этой системе коммуникаций, новые социальные сети и форматы социального взаимодействия, вследствие этого и меняется формат воспитательной работы. То, что работало 10-20 лет назад, сегодня имеет другие коэффициенты при оценке воспитательной работы».
Ректор Московского государственного университета пищевых производств Михаил Балыхин отметил, что большое количество участников семинара-совещания показывает значимость и актуальность обсуждаемой темы. По его словам, взаимодействие с работодателями показало, что необходимо выстраивать единую позицию и заниматься воспитанием и развитием патриотизма, так как это не только пожелание государства, но и требование работодателей, которые хотят видеть на производстве неравнодушных людей.
Директор Департамента государственной молодежной политики Минобрнауки России Денис Аширов представил результаты, полученные рабочей группой по воспитательной работе при Министерстве науки и высшего образования РФ в 2020 году, обозначил основные цели и задачи мероприятия, а также призвал участников встречи к активному обсуждению и обмену мнениями по теме проектирования документов, предусмотренных Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
Продолжился семинар-совещание разделением участников на рабочие группы по профильным направлениям, где участникам было предложено обсудить информацию по разработке документов в соответствии с критериями деления участников на подгруппы: рабочей программы воспитания в соответствии с областью образования, обобщенной рабочей программы воспитания и механизмов реализации программ воспитания в основной профессиональной образовательной программе. Завершением семинара-совещания стало подведение итогов Стратегической сессии и представление результатов работы подгрупп.
Источники информации: Александра Шевченко // Отдел социальной защиты и организации работы по социальной поддержке обучающихся Департамента по молодежной политике; официальный канал Министерства науки и высшего образования РФ в Telegram