Одним из самых любимых праздников в России является Новый год. Празднование Нового года в ночь с 31 декабря на 1 января было установлено Указом Петра I. В этот день предписывалось украшать все дома еловыми, сосновыми и можжевеловыми ветками, устраивать шумные празднества.
После смерти Петра I празднование Нового года прекратилось почти на 100 лет, и только в 1818 году вновь была устроена елка в Москве. В 1828 году жена Николая I устроила «детскую елку», после чего среди знати стало модно ставить на Новый год украшенных лесных красавиц.
В петербургском Екатерингофском вокзале в 1852 году была организована первая публичная елка. С тех пор публичные елки стали повсеместно устанавливать в официальных и купеческих собраниях, клубах, театрах и других местах. Продолжалось это до Первой мировой войны. Тогда рождественская елка была Святейшим синодом провозглашена «вражеской, немецкой затеей, чуждой православному русскому народу».
После революции «праздник елки» был реабилитирован, но ненадолго. В 1926 году наряжать их запретили как буржуазное наследие «проклятого прошлого». А во время антирелигиозной кампании в 1927 году был издан декрет Совнаркома, отменяющий все праздники кроме 7 ноября и 1 мая. С начала 1930-х годов специальные комиссии ходили по домам и проверяли их на наличие елок. Но люди не хотели прощаться с красивым обычаем, и тайком приносили в дом ели. Их прятали в дальние углы комнат, чтобы патрулирующие улицы чекисты не обнаружили их.
В 1935 году правительство приняло решение о возобновлении празднования Нового года. В том же году состоялась первая в СССР Новогодняя елка.
Новый год был объявлен праздником счастливого детства, за что было необходимо благодарить товарища Сталина. Детские елки в те годы обычно были тематические. На литературном карнавале, например, дети наряжались в костюмы героев произведений разрешенных писателей и поэтов, а к национальному — шились костюмы представителей какой-либо республики. Популярны были и образы колхозников, птиц, фруктов, овощей и даже скворечника.
Елку полагалось украшать идеологически правильными игрушками: фигурками представителей разных народностей и профессий, красноармейцев, парашютистов, летчиков. Приветствовались на елке и агитки, прославляющие советское государство и Сталина. Вифлеемская восьмиконечная звезда на макушке елки была заменена на красную пятиконечную.
Вновь приобретенная традиция справлять Новый год не была забыта и во время Великой Отечественной войны. Несмотря на разруху и недостаток питания, народ не поддавался унынию. Новогодние гуляния для людей были отдушиной в череде трудовых будней, напоминанием о мирном времени. Во многих семьях старались украсить елку, накрыть, пусть и скудный, но праздничный стол, стремились встретить Новый год всей семьей. За новогодним столом люди поднимали свои бокалы за свободу, за находившихся на передовой родных и близких, надеясь увидеть их целыми и невредимыми.
Если в Москве поначалу люди еще могли себе позволить немного мяса, рыбы, сладости, то в блокадном Ленинграде ограничивались небольшим кусочком хлеба и малым количеством сахара. В новогодние праздники, как в Ленинграде, так и по всей стране люди старались не обосабливаться: посещали дома культуры, театры и кино. Встречаясь, слушали сводки Совинформбюро и ежегодную новогоднюю речь Председателя Президиума Верховного Совета СССР М.И.Калинина.
«Дорогие товарищи!
Граждане Советского Союза! Рабочие и работницы! Колхозники и колхозницы! Советская интеллигенция! Бойцы, командиры и политработники Красной Армии и Военно-Морского Флота! Партизаны и партизанки! Жители советских районов, временно захваченные немецко-фашистскими оккупантами! Поздравляю вас с наступающим Новым Годом.
Товарищи, третий раз встречает наша страна новый год в условиях жестокой борьбы с немецким фашизмом. Все интересы и помыслы нашего народа связаны с войной, а народная энергия и стремления направлены к одной великой патриотической цели — к скорейшему изгнанию врага из пределов Советского Союза, к победе над немецкими захватчиками…
Товарищи, наши успехи за 1943 год огромны. Но для полной победы над врагом всем нам необходимо как на фронте, так и в тылу, следуя призыву вождя, напрячь все силы, энергию и волю для достижения этой цели.
Товарищи! Граждане и гражданки Советского Союза! Бойцы, командиры и политработники! По поручению Советского Правительства и Центрального Комитета нашей партии поздравляю вас с. Новым Годом!..
Да здравствует наша Красная Армия, которая, под водительством Маршала Советского Союза товарища Сталина, в новом 1944 году нанесёт окончательный удар фашистским захватчикам и полностью очистит от них территорию Советского Союза!
С Новым Годом, товарищи!»
Надежда на скорую победу подкреплялась и сведениями о том, с каким энтузиазмом жители освобожденных от захватчиков городов работали над их восстановлением и как преобразившиеся ожившие города радостно отмечали новогодние праздники.
В преддверии праздника резко усиливался поток почты, идущей в адрес бойцов и командиров Действующей Армии. Из Москвы на разные участки фронта за день уходило до 220 тыс. писем и открыток. Выпущенные в продажу красочные открытки и конверты «Новогодний привет фронту» быстро раскупались москвичами. Таких поздравительных открыток отправлялось на фронт более 3 тысяч.
Так же Москва отправляла в Действующую Армию около 800 тыс. центральных газет, несколько сотен тысяч экземпляров новогоднего номера фотогазеты «Фронтовая иллюстрация», десятки тысяч экземпляров литературно-художественных журналов и несколько миллионов листовок.
Не забывали о Новом годе и советские карикатуристы. Искрометный юмор их рисунков поднимал настроение как бойцам на фронте, так и всем остальным жителям страны.
Для поднятия боевого духа бойцов на передовой организовывались концерты, на предприятиях собирались новогодние подарки, которые делегаты от трудовых коллективов старались вручить лично.
Советские воины так же любили делать новогодние подарки и врагу, считая, что бомба — это лучший подарок.
Для бойцов на фронте Новый год проходил в непрерывных боях. Задумываться о том, что на дворе праздник у них порой совершенно не было времени. Однако каждый год родные поздравляли своих защитников новогодними открытками. Их сюжетный ряд делился на две основные темы: война и любовь близких, ждущих своих отцов и братьев домой с победой. Дед Мороз на открытках военного периода — это и партизан, смело разящий врага в тылу, и снайпер-артиллерист, и Мороз-воевода, обходящий свои владения и не дающий спуска оккупантам. Картины воинской отваги на открытках были призваны утвердить в сознании советских людей неизбежность победы над врагом.
Другой не менее популярной темой для открыток было изображение детей, пишущих и отправляющих письма на фронт. Это напоминало бойцам о том, что их любят и ждут домой с победой.
С наступающим Новым 2020 годом!
Источник информации: Отдел организации патриотического воспитания
и профилактики правонарушений, фото: материалы из открытых источников.