Новости

Меню

Главред ИА REGNUM рассказал в КФУ, как СМИ выживать в современной конкуренции

Главный редактор информационного агентства REGNUM (Москва), кандидат исторических наук, профессор кафедры информационной политики Высшей школы экономики Модест Колеров дал сегодня мастер-класс в шоу-руме Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций Казанского федерального университета.

Модест Колеров пришел работать в СМИ в 1990 году и поделился сегодня со студентами и преподавателями КФУ своими наблюдениями из сферы медиа. По мнению главреда ИА REGNUM, последние 30 лет для СМИ — история непрерывных технологических и содержательных революций, в первую очередь связанных с появлением Интернета.

Модест Колеров рассказал, что все 90-е годы прошлого века в России абсолютно доминировали телевидение и печатные издания. Дефолт 1998 года уничтожил очень многие телевизионные и печатные проекты и дал толчок к развитию интернет-агентств, часть из которых в дальнейшем не выдержала конкуренции с поисковыми машинами.

«Часть выживших информагентств была вынуждена вступить в особые отношения с поисковыми машинами, чтобы выживать. Мы не вступили в такие отношения и боремся иначе, — отметил он. — Поисковые машины не остаются простыми роботами, а ставят перед собой коммерческие задачи. 95 процентов прибыли «Яндекса» сейчас формируется контекстной рекламой. То есть поисковая машина перестала быть просто поисковой машиной, а стала формой рекламирования услуг по поисковому слову. Это не может не отбрасывать тень на отбор новостей».

В этой связи в последнее время читательская активность переместилась от поисковых машин в соцсети, продолжил Модест Колеров. По словам главреда ИА REGNUM, если сейчас центральные каналы имеют аудиторию от 20 до 28 млн человек, то «Яндекс» — 60 млн человек, Google — 70 млн человек, а общее число пользователей Интернета в России составляет 100 млн человек.

Модест Колеров считает, что если сначала телевидение перед лицом доминирования поисковых машин медленно уходило на второй план, то сейчас поисковые машины перестали расти по своей аудитории, вошли в плато, так что вся читательская энергия должна была бы переместиться в соцсети. Однако последние оказались простоватыми для потребностей некоторых категорий читателей. «Жанр «Посмотрите на мою кошечку», доминирующий в соцсетях, удовлетворяет не всех», — признал он. В этой связи в последние несколько лет идет взрывной рост Telegram-каналов в России. И именно они в настоящее время формируют повестку дня.

«Грустно выглядит то, что 60 млн «Яндекса» и 70 млн Google оказались слабее с точки зрения формирования повестки дня, чем Telegram-каналы, максимальное число подписчиков которых 250-300 тысяч человек, — считает главред. — Это потому, что поисковые машины слишком погрязли в коммерческом подборе новостей поисковых результатов, сами обездвижили себя и превратили себя в товар».

По мнению спикера, влияние поисковых машин будет и дальше снижаться. Телевидение и печатные издания останутся как декоративные цветы на подоконнике, виниловые пластинки для истинных ценителей. Telegram-каналы или подобные будут наращивать свою аудиторию до 5-15 млн человек. Оставшиеся 85 млн пользователей Интернета будут превращаться в рядового телезрителя, посетовал он.

Модест Колеров сообщил, что в России в настоящее время осталось три информагентства — ТАСС, РИА Новости и ИА REGNUM — которые производят 700 новостей в день. Несколько месяцев назад ИА REGNUM приступило к реализации нового проекта по трансляции новостей в переводе с редких языков — албанского, хинди, корейского, суахили и ряда других. Проект будет развиваться, в том числе в плане обратного перевода.

Модест Колеров также предостерег будущих журналистов от предрассудков в оформлении новостей и дал рекомендации, как СМИ могут выжить в условиях современной конкуренции.

«Необходимо специализироваться. Аудитория качественных читателей — 5-15 млн человек — достаточно велика, чтобы выжил любой аналитический ресурс, если он вещает в режиме "онлайн" и не упрощает, — убежден он. — Существует ошибочное мнение, что писать надо максимально просто: короткие фразы, предложения без причастных оборотов. Второй предрассудок, и он связан с газетной инерцией, что ты можешь дать любой заголовок по типу «Эх, заколосилась рожь», а потом писать в тексте про все, что в голову придет. На самом деле, можно и нужно делать сложные, насыщенные тексты. Но нельзя ни в коем случае обижать читателя — в заголовке надо писать все, что ты хочешь сказать. Заголовок в сетевых продуктах дает 99 процентов аудитории. В нем должны содержаться ключевые слова без демагогии. Это формирует честный и содержательный разговор с читателем о том, что людей действительно волнует».

Модест Колеров предостерег от желтых и хайповых заголовков, которые уже воспринимаются как фон, подвергаются инфляции и заставляют читателя бежать навсегда. «Ты можешь обмануть читателя хайпом лишь раз или два», — убежден он.

Под занавес встречи Модест Колеров пригласил студентов Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ на летнюю практику в ИА REGNUM. Однако предостерег журналистов от отъезда из родного города.

«Перемена обстановки — самое последнее решение. И далеко не всегда оно идет на пользу. Живя в Казани, вы, по идее, лучше всех должны знать, что самое важное происходит в вашем родном городе, самые глубокие проблемы. Если вы приезжаете, предположим, в Астрахань, то просто обнуляете свои возможности и познания в этой сфере, — убежден он. — А «свечка» Москвы, горящая в сознании трудящихся, вся усеяна толстым слоем сгоревших бабочек, там дна нет, все покрыто трупиками».

Вход в личный кабинет
Забыли пароль?