Выездной семинар «Научная коммуникация» научно-образовательного проекта новостного агентства ТАСС «Чердак» прошел сегодня в шоу-руме Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций Казанского федерального университета. В ходе трех мастер-классов и деловой игры участники смогли узнать, как наладить успешную коммуникацию между учеными и журналистами, а также анатомию научной новости и многое другое.
Спикерами мастер-классов выступили руководитель сайта «Чердак: наука, технологии, будущее» ТАСС Иван Шунин, новостной выпускающий ТАСС-Чердак Даниил Кузнецов и научный журналист Ольга Добровидова (портал N+1). Слушателями стали студенты и преподаватели КФУ, а также других вузов Казани.
Ольга Добровидова представила мастер-класс по успешной коммуникации между учеными и журналистами. По ее мнению, существует три ключевые причины коммуникационного конфликта журналиста и ученого.
«Как ученые в идеале представляют себе освещение своей работы журналистами? Вот так: «Наука продолжает медленный прогресс на пути к небольшому, но ощутимому достижению. И мы сейчас расскажем вам об этом на 40 страницах с непонятными графиками». Но это, конечно, саркастичное описание того, что происходит в коммуникации между учеными и журналистами», — отметила она.
По словам Ольги Добровидовой, корень проблемы в коммуникации между учеными и журналистами состоит в том, что обе стороны привыкли контролировать свой текст.
«Ученый полностью контролирует свое высказывание, пишет так, как он хочет, излагает свой материал научным языком. Но хорошие журналисты тоже контролируют свои тексты. Естественно, когда текст у них общий, и возникает конфликт. Любой журналист, получивший от ученого правки, знает, что спикер будет не просто поправлять неточности в своих словах, но иногда переписывает текст абзацами, тем самым наступая на территорию журналиста и пытаясь контролировать авторский текст, — рассказала она. — Еще одно противоречие — ученые работают очень долго. По сравнению с учеными, журналисты работают просто молниеносно». Кроме того, ученые избегают категоричных высказываний, не могут и не любят упрощать, тогда как журналисты вынуждены упрощать и писать конкретнее.
Ольга Добровидова убеждена, что почти все наши ученые — няши, лучшие среди нас. И задача научного журналиста — помочь им раскрыться в этом качестве. Давая советы журналистам, как же раскрыть в ученом няшу, спикер предложила: сделать домашнюю работу (заранее подготовиться, прочитать имеющуюся информацию); начинать любое общение с благодарности; искренне интересоваться его работой; попросить показать, а не рассказать (взять с собой, провести экскурсию); использовать прием «правильно ли я понял» (любой журналист в коммуникации с ученым играет роль дурачка, который не владеет контекстом в полной мере); а также надеяться на лучшее, но готовиться к худшему.
Говоря об этике общения с учеными, Ольга Добровидова также предложила несколько советов журналистам: не вводите в заблуждение; обещали — делайте; оговаривайте правила игры; цените время человека; не бросайте ученого, воспользовавшись им или ею (они не одноразовые).
Спикер убеждена, что почти все журналисты стараются разобраться в материале, сделать свою работу хорошо. Задача ученого — помочь реализовать этот импульс в хороший материал. Ольга Добровидова также привела правила, которые помогут ученым взаимодействовать с журналистом, который старается: отвечать на письма (в том числе и отрицательно); корректно согласовывать комментарий; предлагать альтернативы; использовать прием «почему это важно». Хороший способ для ученого — представить, что перед ним его бабушка, которой он должен доступно донести суть своего исследования или открытия. Она также рассказала об этике общения ученых с журналистами: по умолчанию все всегда идет под запись; обещали — делайте (или вежливо отказывайтесь, предлагая план Б); помните, что журналист делает свою работу; запоминайте тех, кто вам понравился (и тех, кто не понравился).
Ольга Добровидова убеждена, что стремиться надо к пониманию со стороны ученых: публикация научно-популярного материала про их исследования, выход пресс-релиза своего университета, — сработает не только на узнаваемость бренда вуза, но и на собственную научную карьеру.
«Доходит до того, что крупные грантодатели вроде Российского научного фонда все чаще смотрят на наличие научно-популярных коммуникаций, донесение информации до массовой аудитории», — считает она.
С мастер-классом «Анатомия научной новости: что такое событие в науке и как о нем писать» представил Даниил Кузнецов. Спикер сразу признался, что основная задача лекции — отговорить идти в научную журналистику, хотя сейчас в России она находится на подъеме.
По словам спикера, основная задача научных журналистов — "переупаковать" научную статью в продукт, доступный массовому читателю. При этом можно немножко передернуть, чтобы продать продукт аудитории, но не врать.
Даниил Кузнецов признался, что не берет в свою команду людей с журналистским образованием — легче научить того же биолога писать за три месяца. По его мнению, студенту лучше получить фундаментальное образование, а если уж очень тянет в журналистику — после бакалавриата поступить в профильную магистратуру.
Говоря о формировании научной новости, Даниил Кузнецов рассказал, что на новостном портале на написание одного сообщения дается в среднем два часа. Среди основных правил: рассказ истории о научном исследовании, повлекшем какой-либо новый интересный или необычный результат; рассказ об изобретении, новом применении уже известных технологий; это история не о людях, а об идеях; одна новость — одна идея; простой язык, минимум терминов, определение всех понятий, методов или ссылки на них. Новостная журналистика — это журналистика фактов, а не мнений и эмоций, не подразумевающая сюсюканий с читателем. Спикер также поделился секретами создания хорошего заголовка.
Выездной семинар завершился деловой игрой «Империя против повстанцев» (журналисты против пиарщиков).
Для справки: научно-образовательный проект «Чердак» был создан ТАСС совместно с Минобрнауки России в 2015 году. «Чердак: наука, технологии, будущее»: научно-популярный мультимедийный портал, ориентированный на молодежную аудиторию, которая увлекается техникой, современными технологиями и передовыми научными исследованиями. Главная задача проекта — регулярное и оперативное информирование о ведущихся в России и за рубежом передовых научных исследованиях и перспективных технологических разработках.