6 сентября, в преддверии Толстовского дня России, 190-летнего юбилея классика русской литературы Льва Николаевича Толстого, в актовом зале Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета состоялась лекция для студентов КФУ «Л.Н.Толстой и его творчество в казанской критике и литературоведении рубежа XIX-XX веков» (лектор – проф., д.ф.н. А.Пашкуров).
Многие из первых открытий отечественного толстоведения связаны как раз с нашим городом, в котором будущий писатель провел несколько очень важных в своей духовной биографии лет, будучи студентом юридического факультета Казанского Императорского университета.
Материалы о казанском периоде жизни Толстого начал собирать еще один из основателей Казанской литературоведческой школы профессор Н.Н.Булич, возглавлявший одно время alma mater на высоком ответственном посту ректора. 1894 год – знаковый для толстоведения – год выхода фундаментального труда известного казанского краеведа Н.П.Загоскина. В 1902 году эссе о живом классике и своеобразии его восприятия современной критикой публикует профессор А.С.Рождествин. В два порубежных десятилетия (1890-1900-е гг.) системные серии публикаций о творческом пути и мировоззрении позднего Толстого проходят в одной из ведущих газет Поволжья той эпохи – «Волжский вестник».
Эволюционный взгляд на феномен Толстого, примечательное стремление к синтезу методологии разных наук, интерес к спорным сторонам биографии и взглядов писателя – все это и многое другое нимало не устарело и в наши дни и представляет несомненный интерес на современном этапе развития науки о Льве Толстом – личности, писателе, мыслителе.
Именно казанскими исследователями во многом было положено начало формирования концептуальных для нашей культуры представлений о Льве Толстом как особой «мыслительной единице» культуры (слововыражение известного краеведа и историка Н.Н.Фирсова).
В десятилетие 50-летнего юбилея творческой деятельности Л.Н.Толстого (1902 год) в казанской литературной критике предприняты важнейшие первые шаги в плане осмысления феноменологии нравственной миропозиции классика, в основе которого – Простота, Правда и Смирение (как афористично подвел итог проф. А.С.Рождествин). В целом, приходят к убеждению литературоведы и критики, земляки и современники великого писателя, – Лев Толстой «… сумел взволновать нравственное сознание современного общества и человечества».