Новости

Меню

Международные летние школы КФУ - первый шаг к академической мобильности студентов

Двусторонние отношения с вузами-партнерами Казанского федерального университета получают новый стимул благодаря проектам Института международных отношений.

В КФУ в рамках академической мобильности для обучения по бакалаврской программе «Международные отношения» прибыли студенты Магдебургского университета - участники Международной летней школы «Россия-Европа: международная межконфессиональная коммуникация в мультикультурном мире», прошедшей в 2017 году.

Пока речь идет о небольшом числе обучающихся – четыре человека, однако в следующем семестре в КФУ для обучения в рамках той же программы обмена приедут еще четверо участников упомянутой летней школы. Кроме того, в этом году планируют приехать еще двое студентов-международников из Дрезденского технического университета – alma mater одной из ведущих школ Восточной Европы в области международных отношений. Заинтересованы в академической мобильности и участники международной летней школы в серии "Россия-Исламский мир: диалог культур и цивилизаций", завершившей свою работу на днях. К слову, если в прошлом году обучение проходили только студенты из Германии и России - 19 студентов из ФРГ и 5 студентов КФУ, то в этом году в занятиях школы принимали участие 35 студентов из Германии, Китая, Азербайджана, Турции, Сирии и России. А следовательно, количество иностранных студентов, участвующих в программах обмена КФУ после подобных летних школ, будет только расти.

«Целью такого рода школ является¸ прежде всего, развитие международных площадок для диалога культур и цивилизаций и создание условий для формирования толерантных взаимоотношений, узнавания различных культур, их мирного сотрудничества. При этом она тесно связана с задачей по ознакомлению иностранных студентов с богатым духовным потенциалом Российской Федерации и Республики Татарстан, а также образовательными возможностями КФУ.

Как мы отмечали еще в момент запуска серии подобных инициатив мы ставим перед собой задачу, заключающуюся в создании условий для первого шага иностранных студентов на пути к академической мобильности. И, как можно видеть, эта инициатива приносит свои результаты. Приезжая на международные летние школы, студенты зарубежных вузов-партнеров КФУ имеют возможность ознакомиться с университетом, преподавателями и понять, что им может дать наш институт, соответствует ли это их ожиданиям и устремлениям в образовательной сфере.

Такой путь вхождения в программы академического обмена позволяет наладить межкультурную коммуникацию с самого начала и максимально обеспечить готовность иностранных студентов к социализации в новой для них образовательной среде, - пояснил руководитель серии международных летних школ ИМО КФУ, заведующий кафедрой международных отношений, мировой политики и дипломатии КФУ Валерий Летяев. – Преимущество же самой программы обмена, помимо уникальных образовательных курсов, заложенных в ее основу и разработанных преподавателями института с учетом локализации глобальных трендов, заключается в том, что участники программы имеют возможность обучения на английском и немецком языках.

Кроме того, помимо основной образовательной программы, их, разумеется, ждет полноценное погружение в русскоязычную среду, что способствует развитию компетенций и в сфере освоения языка их специализации. При этом речь идет не только об обычном человеческом общении, но и предметном изучении русского языка как иностранного».

К слову, если занятия непосредственно в рамках направления подготовки «Международные отношения» у ребят начнутся, как и у всех студентов КФУ, с 1 сентября, то уже в августе они постепенно включаются в серию интенсивов по русскому языку.

«К моменту старта прошлогодней международной летней школы уровень владения русским языком у студентов Магдебургского университета можно было отнести к элементарному – А2. Пройдя ежедневную систему интенсивов обучения русскому языку как иностранному в рамках школы, ребята, что называется, стали «выходить в речь», начали говорить: школа обеспечила им полноценную языковую практику, без которой, как известно, язык вроде бы знаешь, но общаться на нем крайне трудно.

При этом речь идет не только непосредственно о самих интенсивах, но и в целом о языковой среде – общаясь с волонтерами, они также запоминали различные слова и выражения, тем самым расширяя свой словарный запас, - отметила преподаватель серии интенсивов в рамках международных летних школ и программ обмена ИМО КФУ, старший преподаватель кафедры иностранных языков для естественно-научного направления КФУ Анна Кирпичникова. – Еще один год изучения языка в Германии также дал свои результаты, и сегодня студенты Магдебургского университета существенно лучше владеют русским.

Однако грамматика нашего государственного языка – без преувеличения одна из самых сложных среди всех языков мира, и мы сегодня уделяем много времени разбору именно грамматических нюансов. Несомненно, ребятам нужно владеть русским языком и для простого человеческого общения в повседневной жизни, чему также уделяется внимание в рамках занятий».

Что же касается участников международной Летней школы "Россия-Исламский мир: диалог культур и цивилизаций", прошедшей в августе текущего года, с ними в рамках системы интенсивов велась изначально более глубокая работа в силу исходного более высокого уровня владения русским языком, рассказала Анна Кирпичникова.

Так, в основном занятия были посвящены грамматике русского языка, а также расширению словарного запаса в части фразеологизмов. Надо сказать, помимо занятий, посвященным академическому русскому языку, в систему интенсивов были заложены и интерактивы – к примеру, участники школы смотрели и разбирали мультфильмы.

«Казалось бы мультфильмы из серии «Трое из Простоквашино», которые мы, в частности, разбирали, рассчитаны на детскую аудиторию, однако в них есть богатая культурная составляющая. К примеру, чего только стоит в этом отношении выражение «государственная корова», как много оно в себе таит и сколько нюансов необходимо объяснить людям, незнакомым с советским бытом», - резюмировала Анна Кирпичникова.

По словам участников международной Летней школы, знания, полученные на площадке Болгарского историко-архитектурного музея-заповедника и Болгарской исламской академии, оказались очень ценными для них, а мир различных культур, в который они погрузились, вызвал у них отклик, и, значит, можно ожидать возвращения, как минимум, части из них в Татарстан и в, том числе, в КФУ для прохождения более обстоятельной программы обучения в рамках семестровой академической мобильности.

Вход в личный кабинет
Забыли пароль?