Новости

Меню

На выставке в Музее Лобачевского КФУ представят уникальную Библию XVI века, шаманский бубен и трофейную подушку

Сегодня в Музее Николая Лобачевского Казанского федерального университета откроется выставка «Наше общество — ученое братство», приуроченная к 140-летию со дня основания Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете.

Открытие состоится в 15 часов 30 минут. Выставка продолжит работу до 22 июля. На ней представлены уникальные коллекции Общества археологии, истории и этнографии, которые сейчас составляют часть собраний Научной библиотеки Н.И.Лобачевского, Археологического, Геологического, Этнографического музеев и Музея истории КФУ. Один из центральных экспонатов — иллюстрированная Библия 1579 года на немецком языке.

Как сообщила Единому информационно-издательскому центру КФУ директор Музейного комплекса Казанского университета Светлана Фролова, на выставке можно увидеть множество подлинных экспонатов, которые ученые Казанского университета, будучи членами Общества, привозили в вуз и распределяли в коллекциях различных музеев.

«На выставке представлена иллюстрированная Библия на немецком языке второй половины XVI века, которая является очень редким экземпляром. Она была подарена Обществу ее членом Мешковым. Для этой Библии Мешков специально заказал чехол и завещал, чтобы книгу не реставрировали, и она сохранилась с первозданном виде. На выставке можно будет увидеть эту Библию — она производит просто ошеломляющее впечатление, — отметила собеседница. — Библия будет открыта на первой странице — можно будет увидеть просто уникальные иллюстрации».

По словам Светланы Фроловой, среди экспонатов находится высшая награда Казанской научно-промышленной выставки 1890 г., присужденная Обществу за археологические и этнографические коллекции. Она представляет собой вышитую сафьяновую подушку. «Интереснее всего, что эту подушку привез из Германии в 1945 году как трофей один из выпускников Казанского университета. Когда в Казанском университете открывался Музей истории, этот выпускник подарил трофейную подушку. Она была в не очень хорошем состоянии, потому что ее использовали как диванную подушку. Она была отреставрирована, и сейчас ее можно будет увидеть на выставке», — отметила она.

Среди представленных предметов большой интерес представляют атрибуты шаманского культа качинцев, собранные Н.Ф.Катановым, в свое время возглавлявшим Общество, во время экспедиции в Минусинском уезде Енисейской губернии — шаманский бубен и колотушка. Шаманский бубен в представлении многих народов Сибири являлся «ездовой лошадью» шамана, сопровождавший его во всех мирах, поэтому он богато украшен особыми сакральными узорами.

«Шаманский бубен и колотушка — это, наверное, самые сильные экспонаты по энергетике и производимому впечатлению», — считает собеседница.

Один из интереснейших экспонатов из коллекций музея ОАИЭ — надгробный камень XIII в. с несторианского кладбища в Бишкеке с надписью сирийскими буквами на тюркском языке. К XVI в. относится керамическая фигурка льва, происходящая из буддийского монастыря на р.Аблакетка в Восточном Казахстане.

Большой интерес ученых ОАИЭ вызывали вопросы традиционной веры народов Поволжья. Отдельно следует выделить коллекцию ритуальной посуды - ковшей, употребляемых во время поминок и языческих молений, собранную И.Н.Смирновым. Согласно традиционным верованиям, загробный мир выступал продолжением земной жизни, поэтому считалось, что приносимая посуда послужит человеку в загробной жизни.

Высокая культура средневековых булгаро-татарских государств представлена в экспозиции различными украшениями и формами для их отливки, предметами быта, орудиями труда и вооружением. На выставке демонстрируются и уникальные экспедиционные материалы этнографов членов ОАИЭ, собранные в конце XIX — начале XX вв., из собрания Этнографического музея КФУ. Особым богатством отличаются головные уборы и украшения финно-угорских женщин Среднего Поволжья. Интересны традиционные женские головные уборы замужних мариек — шимакши, собранные И.Н.Смирновым в Среднем Поволжье в 1888-1892 гг. В коллекции традиционной женской одежды мордвы М.Е.Евсевьева особо примечателен праздничный головной убор — сорока, украшенный разноцветным бисером и стеклярусом. Женские украшения и головные уборы чувашей (хушпу) из коллекции Н.В.Никольского украшены сплошной "чешуей" из монет.

Кроме того, на выставке можно увидеть документальное наследие членов Общества из собрания Отдела рукописей и редких книг Научной библиотеки им.Н.И.Лобачевского и Музея истории КФУ: делопроизводственные материалы (письма, отношения, каталоги, отчеты и др.), фотографии; личные документы и труды членов Общества; рукописи и гравюры, подаренные музею ОАИЭ. На выставке посетители смогут познакомиться с полным собранием «Известий» Общества и многими другими экспонатами.

Для справки: Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете просуществовало более 50 лет. Оно объединяло исследователей и любителей местной истории и этнографии, стремившихся к изучению и сохранению памятников старины и богатств традиционной народной культуры. Можно сказать, что в нем был своего рода культ памятников, выразившийся в стремлении их выявлять, изучать, сохранять, вводить в научный оборот и представлять общественности. Среди членов Общества были приват-доценты и профессора Казанского университета, преподаватели других учебных заведений, чиновники и специалисты различных ведомств, священнослужители и др. Численность общества — свыше 600 человек. Кроме российских ученых, в ОАИЭ входили специалисты из Финляндии, Франции, Германии, Австро-Венгрии, Бельгии, после 1917 г. присоединились коллеги из Великобритании, Швеции, США. Важнейшей особенностью ОАИЭ было изучение восточной России. Впоследствии область изучения расширилась, и в нее кроме Поволжья и Приуралья вошли Сибирь и Средняя Азия. Проявлялся значительный интерес к изучению славян и Византии. В 1917 г. в сферу изучения ОАИЭ вошла всеобщая история, в 1920-е годы — история общественной мысли, рабочего и крестьянского движения, Октябрьской революции 1917 года.

Общество археологии, истории и этнографии вело археологические раскопки памятников каменного, бронзового и раннего железного веков Волжско-Камской Булгарии и Золотой Орды на территории Казанской, Вятской, Пермской, Уфимской и др. губерний; занималось изучением и охраной древних памятников городов Болгар, Биляр и др.; составляло археологическую и этнографическую карты Казанской губернии; изучало историю землевладения, городов, государственного управления, торговли и промыслов, народных движений, культуры, распространения христианства и др. Другим направлением деятельности Общества было исследование быта, хозяйственной деятельности, верований, языков, проблем происхождения, расселения и взаимоотношений народов (марийцев, мордвы, русских, татар, удмуртов, чувашей и др.); народной музыкальной культуры, памятников изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры.

Процесс и результаты разносторонней научной деятельности публиковались в журнале «Известия Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете», выходившем на протяжении 1878–1929 гг. Основной объем занимали научные труды членов ОАИЭ. Среди авторов «Известий» более 17 ученых из татар. Среди них Каюм Насыри, Шигабутдин Марджани и другие.

Общие собрания ОАИЭ были открытыми для публики; устраивались публичные лекции, выставки музейных коллекций. В 1920-е годы руководители и рядовые члены общества подверглись гонениям по политическим мотивам. В 1931 г. Общество было закрыто. ОАИЭ имело обширную библиотеку, нумизматический кабинет, отдел манускриптов; музей археологии; этнографический вещественный материал передавался в университетский музей отечествоведения, его архив содержал более 900 названий отдельных рукописных материалов.

Вход в личный кабинет
Забыли пароль?