Новости

Меню

Психолог КФУ: сколько люди готовы заплатить за роскошь

Доцент института психологии и образования Института психологии и образования (ИПО) Казанского федерального университета, кандидат психологических наук Рамиль Гарифулин в материале "Вечерней Москвы" рассуждает о психологической подоплеке стремления к роскоши и сравнивает ажиотаж вокруг элитного смартфона с недавним выступлением лайф-коучера Тони Роббинса.

Новая версия смартфона поступит в продажу 28 сентября. По традиции многие люди по всему миру, в том числе в России, поддаются давлению репутации, рекламной компании и устойчивому положению бренда Apple в обществе и устремляются в ближайший магазин, чтобы поскорее занять себе место в очереди за новеньким гаджетом. Другие неплохо зарабатывают на массовой лихорадке. Люди продают места в очередях за 250 тысяч рублей. Самое страшное, что на такие предложения есть спрос, причем очень большой.

— Люди просто становятся жертвами манипуляции и воздействия. Там работают очень сильные, мощные группы, которые влияют на потенциального покупателя, в том числе и через СМИ. Они воздействуют на аудиторию. Все, что мы видим, — продукт серьезной работы настоящих профессионалов, которые шикарно владеют манипулятивными технологиями в коммерции, в продажах, — пояснил Рамиль Гарифулин.

К тому же, считает эксперт, существует в этом процессе и криминальная составляющая.

— Я склонен верить, что в этом замешано и желание отмыть деньги. Эти дорогие актеры, которые вызывают ажиотаж, на самом деле неизвестно сколько стоят, а не надо забывать, что билеты на Тони Роббинса продавались за бешеные деньги. Примерно такая же ситуация и с iPhone, — предполагает Рамиль Гарифулин.

С другой стороны, существует и определенная часть аудитории, которая просто желает для себя самого лучшего.

— Не только ради удобства жизни, но и для престижа. В нашу эпоху люди вкладывают средства не только в товар, который имеет очевидную пользу, но и в продукт, имеющий престиж. Иными словами, мы покупаем знаки, — сказал эксперт. — Очень часто товар не имеет вообще никакой пользы, но это известный бренд, а значит, он вызывает эстетическое наслаждение. Мы держим этот смартфон в руках. Мы уже обозначены.

— Можно прийти в банк и начать сотрудничество только потому, что в руках iPhone. Чтобы пробиться в определенную часть общества, элитную. Чтобы чего-то достичь. Это критерий схожести и неотъемлемого атрибута элитного сообщества, — считает специалист.

Кроме того, эксперт уверен, что в России сейчас формируется устойчивый социальный слой состоятельных людей, которые уже значительно оторвались от всех.

— Они живут не по прежним условиям. То, каким являются условия заработка и расходов, я называю термином «пятнашка-пятерочность». То есть получил в месяц «пятнашку» (имеется ввиду 15 тысяч рублей. — прим. ред.) и пошел в «Пятерочку», — пояснил Рамиль Гарифулин. — Но сейчас существует слой уже очень даже состоятельных людей. У них зарплаты порядка 400 тысяч, и таких немало. Для них это нормальные деньги, они не удивляются таким цифрам. Хлеб дорогой покупают. Просто добавляем один-два ноля к цене любого товара. Такие люди просто адаптируются к стоимости продукта, и у них нет барьера в плане покупки такого смартфона.

Вход в личный кабинет
Забыли пароль?