Новости

Меню

Ученые КФУ работают над подготовкой учебников по истории Татарстана для старшеклассников

До конца 2019 года ученые Института международных отношений Казанского федерального университета совместно с коллегами из институтов Академии наук Татарстана планируют завершить работу по подготовке учебников по истории Татарстана и татарского народа для школьников 9-11 классов. Об этом сообщил сегодня на пресс-конференции в ИА «Татар-информ» заместитель директора Института международных отношений КФУ по научной деятельности Раиль Фахрутдинов.

Встреча с журналистами была посвящена предстоящему II Съезду учителей истории и обществознания Республики Татарстан, который пройдет завтра на базе Академии наук РТ по инициативе Казанского федерального университета. Работа съезда, проводимого в рамках подготовки к празднованию 100-летия ТАССР, будет посвящена рассмотрению инноваций современной образовательной среды как фактора повышения качества и доступности исторического и обществоведческого образования в РТ.

По словам Раиля Фахрутдинова, одним из вопросов, который планируется поднять во время работы круглых столов и секций съезда, станет изучение региональной истории.

«В 90-е годы мы разрабатывали целую линейку учебников, учебных пособий по истории Татарстана и татарского народа для учащихся 5-11 классов. Они сыграли свою положительную роль, — считает он. — Новые государственные образовательные стандарты не предусматривают изучения отдельно региональной истории, и она изучается в контексте изучения общей истории». Проблема заключается в том, что региональный аспект в контексте изучения истории отходит на второй план, посетовал Раиль Фахрутдинов. «Может быть, Министерству образования стоит подумать о выделении самостоятельных часов для изучения истории Татарстана и татарского народа. Этот вопросы мы тоже планируем обсуждать на съезде. Посмотрим, как на это отреагируют наши учителя», — сказал замдиректора института.

Как сообщил спикер, в прошлом году по инициативе Минобрнауки РТ в КФУ совместно с коллегами из профильных институтов Академии наук республики началась реализация проекта по подготовке новой линейки учебников по истории Татарстана и татарского народа. «На сегодняшний день выпущены учебники для 5-6, 7 и 8 классов на русском и татарском языках, и эта работа продолжается. Мы планируем в течение 2019 года закончить выпуск учебников для учащихся более старших классов — с 9 до 11», — заявил он.

Раиль Фахрутдинов напомнил, что в прошлом году Казанский федеральный университет выступил с инициативой проведения Съезда учителей истории и обществознания Татарстана, который в 2017 году состоялся в первый раз.

«Идею поддержало Министерство образования и науки республики, которое приняло самое активное участие в проведении мероприятия, а также общественные организации, Институт всеобщей истории РАН, Академия наук Татарстана и другие. Проведение съезда вызвало большой общественный резонанс. За прошедший год накопилось немало проблем, что позволило нам инициировать проведение второго съезда, — отметил он. — Второй съезд будет несколько отличаться от первого. Если в прошлом году мы поднимали, в основном, вопросы, стоявшие перед педагогическим сообществом, то на этот раз мы будем больше говорить о решении проблем, которые за это время накопились».

Раиль Фахрутдинов подчеркнул роль Казанского федерального университета в подготовке учительских кадров.

«В последние годы КФУ активно разрабатывает свою модель подготовки педкадров для республики и входит в тройку лидеров среди федеральных университетов по количеству выпускников, которые будут работать в сфере образования. Сегодня у нас обучаются более 5,5 тысячи таких студентов, что составляет 16 процентов от всего количества обучающихся в КФУ студентов, — отметил он. — В последнее время остро встал вопрос о билингвальном педагогическом образовании. Казанский университет очень быстро реагирует на происходящие изменения. Начиная с этого года мы приступаем к подготовке учителей истории и обществознания именно билигвального образования на базе одного из наших институтов».

Председатель предметных комиссий ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию в РТ, доцент КФУ Альбина Файзуллина отметила, что с 2011 года Казанский федеральный университет возобновил подготовку по специальности «учитель истории и обществознания» с двумя профилями.

«Подготовка будущих учителей у нас ведется в тесном взаимодействии со школами и с учетом всех современных реалий. Наши студенты изучают, в том числе, такие дисциплины, как методика выполнения заданий ЕГЭ по истории и обществознанию», — подчеркнула она.

В свою очередь ответственный секретарь регионального отделения Ассоциации учителей истории и обществознания РТ Ильсия Фокеева обратила внимание на учебные издания, по которым сейчас учатся в школах, и систему преподавания истории в общеобразовательных учреждениях. По ее словам, принято решение изменить систему преподавания истории с концентрической на линейную в российских школах. При линейной системе преподавания истории предмет изучается последовательно, концентрическая же система предполагает изучение всего курса до девятого класса, а затем его повторение и углубление в старших классах.

«Предполагается начиная с 5-го класса изучать историю Древнего мира, в 9-м завершать изучение истории XIX века, в 10-м изучать XX век, а в 11-м планируется обобщенный курс. Вопрос решается на федеральном уровне, — отметила она. — Учителям нужно выговориться, обсудить наболевшие вопросы, и предстоящий съезд должен в этом помочь».

Еще одна проблема, по мнению Ильсии Фокеевой, заключается в учебно-методическом сопровождении: современные учебники истории не всегда успевают за изменениями системы образования и структуры преподавания.

Для справки: организаторами съезда выступают Министерство образования и науки Республики Татарстан и Институт международных отношений КФУ. Съезд проводится при поддержке Института российской истории РАН, Института всеобщей истории РАН, Всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания, Регионального отделения Всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания, Отделения Российского исторического общества в Казани, Института развития образования Республики Татарстан.

Участие в съезде примут учителя и работники образования республики, эксперты единого государственного экзамена, представители педагогического и научного сообщества Российской Федерации, общественные деятели и представители средств массовой информации. Так, среди ключевых спикеров — ректор Государственного академического университета гуманитарных наук, заместитель председателя Всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания Денис Фомин-Нилов, который презентует проект изучения истории России через регионы РФ, а также исполнительный директор Всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания Анастасия Майер, руководитель Федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию Татьяна Лискова и другие.

Вход в личный кабинет
Забыли пароль?