40 проектов представляют сегодня участники финала конкурса лучших школьных и студенческих IТ-проектов Digital Start, проходящего в казанском ИТ-парке. Из них 10 подготовлены студентами ИТИС КФУ и IT-лицея Казанского федерального университета.
В конкурсе, организованном Министерством информатизации и связи Татарстана совместно с ИТ-парком, приняли участие школьники и студенты из Казани, Иннополиса, Набережных Челнов, Альметьевска, Зеленодольского района и Москвы. В финал вышли 40 наиболее интересных для реализации ИТ-проектов, из них 19 представлено школьниками. В финал пробились шесть проектов, представленных учащимися IT-лицея КФУ и четыре - от студентов Высшей школы информационных технологий и информационных систем (ИТИС) Казанского университета.
В приветственном слове заместитель Премьер-министра — министр информатизации и связи Татарстана Роман Шайхутдинов подчеркнул, что сегодняшний финал Digital Start — лишь начало большой программы по развитию навыков предпринимательства среди подрастающего поколения.
«Благодаря программе, которую мы запустили, у вас появилась возможность приносить идеи, чтобы мы помогли воплотить их в жизнь. Основная идеология состоит в том, чтобы вы творили, а мы помогали вам продвигать и визуализировать проекты, — обратился министр к участникам конкурса. — Набрав пул интересных проектов, мы сможем пригласить крупных венчурных инвесторов, с тем чтобы предоставить вам возможность стать резидентами бизнес-инкубатора».
По словам Романа Шайхутдинова, благодаря таким проектам в Татарстана могут появиться свои стивы джобсы, стивы возняки, но с русскими и татарскими именами-фамилиями. Он предложил ребятам приглашать к работе на этой платформе своих одноклассников и однокурсников.
В свою очередь первый замминистра образования и науки Татарстана Андрей Поминов поблагодарил участников за их смелость.
«К сожалению, не более 10 процентов выпускников наших школ и вузов готовы рискнуть и заняться собственным делом. Вы входите в эти 10 процентов. То, что мы сегодня видим, является наиболее интересной формой развития современного образования — проектное обучение», — обратился он к финалистам.
Как отметили представители Венчурного акселератора, в России более 6,5 млн водителей и всего 20 тысяч ИТ-предпринимателей.
«Digital Start создан в том числе для того, чтобы последних стало намного больше, — подчеркнул исполнительный директор Александр Румянцев. — Казанским участникам очень повезло, что ИТ-парк развивает эту среду».
Сегодня студенты ИТИС КФУ представляли четыре проекта: «Разработка алгоритмов роевого поведения роботов в местах ЧС и стихийных бедствий», «Разработка клиент-серверного программного комплекса для управления и мониторинга состояния мобильной робототехнической системы "Сервосила" Инженер», «Симулятор в виртуальной реальности для обучения биотехнологическим основам» и «АрхВиз в VR для интенсификации продаж».
Из семи проектов, представленных учащимися IT-лицей КФУ, до финала дошли шесть: «Рука помощи» (автоматизированный робот-манипулятор, который можно использовать на многих предприятиях), SmartEl (система автоматической фиксации случаев употребления табачных изделий и электронных устройств в общественных лифтах), VerticalFarm (мини-версия теплицы), IT-Wallet (онлайн балльно-рейтинговая система для школ), DumRobJohn (робот-тренажер для обучения оказания первой медицинской помощи) и ISANMESEZ (использование современных и классических материалов для изготовления татарских панно и сувениров).
Заместитель директора по информационной работе IT-лицея КФУ Вадим Гуськов рассказал, что над всеми представленными проектами учащиеся работают в кружках после занятий. «У нас в лицее более 40 кружков, в том числе по робототехнике», — отметил он.
Вадим Гуськов рассказал, что проект «Рука помощи» в будущем может использоваться на «Почте России». Цель проекта — создать автономного робота-манипулятора для сортировки тяжелых грузов и контейнеров.
«На конвейере расположены цветные картинки. В каком порядке они расположены, в таком порядке автоматизированный робот-манипулятор и должен расставить грузы. В будущем вместо цветов будут штрих-коды. А второй робот отвозит отсортированный груз на склад», — отметил он. По словам Вадима Гуськова, этот перспективный проект, созданный лицеистами 8-го класса, уже выиграл несколько конкурсов.
Автор проекта DumRobJohn (робот-тренажер для обучения оказания первой медицинской помощи), учащийся 9-го класса IT-лицея КФУ Артур Еремов представил манекен, на котором можно проводить сердечно-легочную реанимацию, останавливать кровопотерю (если правильно наложить жгут, то кровь перестанет течь), проверять на главные жизненные факторы — сужение и расширение зрачка. В дальнейшем функционал планируется расширить, чтобы сымитировать перелом и наложение шины. По словам Артура Еремова, благодаря использованию более дешевых материалов и микроконтроллеров, цена DumRobJohn в четыре раза ниже аналогов (23 против 100 тысяч рублей).
Наша целевая аудитория — медицинские и учебные заведения. Смысл в том, чтобы человек знал алгоритм выполнения первой медпомощи, последовательности действий при оказании помощи. У нас оценка правильности выполнения идет в облачное хранилище», — сообщил он.
Еще один интересный проект — SmartEl (система автоматической фиксации случаев употребления табачных изделий и электронных устройств в общественных лифтах). Его автор, учащийся 7-го класса IT-лицея КФУ Артур Камалов рассказал, что благодаря разрабатываемой системе при обнаружении дыма табака в лифте будет отправляться СМС с адресом на полицейский участок, а в дальнейшем — распознаваться лицо нарушителя и направляться штраф. Коробочка с механизмом будет монтироваться в лифт и подсоединяться к системе движения. В ней будет содержаться датчики дыма на случай пожара, табака на случай курения и камера для распознавания лиц.
Благодаря еще одному проекту лицеистов — VerticalFarm (мини-версия теплицы) — можно выращивать различную сельскохозяйственную продукцию у себя дома круглый год. Как рассказал автор проекта, 9-классник Ильнас Гилаев, в конструкции, которая будет накрываться оргстеклом, предусмотрено несколько этажей.
«На нижних этажах будут земляные грядки, на верхнем — гидропонная установка, на которой можно будет выращивать продукцию уже без земли, а благодаря циркуляции воды и минеральных удобрений, — отметил он.
По словам собеседника, до сих пор не созданы автоматизированные теплицы для дома. «У нас все автоматизировано — климат-контроль, полив, дистанционное управление. Если хозяин дома уезжает в путешествие, он сможет со смартфона управлять теплицей. От человека требуется только посадить нужную продукцию и создавать на смартфоне соответствующие условия. Наш проект как холодильник — открыл дверцу и взял с грядки то, что тебе нужно: клубнику, петрушку, редиску, укроп», — поведал Ильнас Гилаев.
Конкурс призван выявить потенциальных лидеров ИТ-индустрии. Лучшие проекты будут награждены ценными призами. Кроме того, сегодня школьники и студенты смогут прослушать интересные лекции об основных трендах развития цифровых технологий, где будут разобраны интересные кейсы успешных IT-предпринимателей и профессии будущего.