21 февраля 2022 года на базе Института информационных технологий и интеллектуальных систем прошел выездной семинар «Организация воспитательной работы с обучающимися. Организация работы кураторов академических групп». Мероприятие проводилось Департаментом по молодежной политике совместно с ИТИС. В работе семинара приняли участие кураторы академических групп, заместители директоров по социальной и воспитательной работе институтов/юридического факультета, сотрудники Департамента по молодежной политике.
Перед началом семинара директор Департамента по молодежной политике Виноградова Юлия Владимировна кратко охарактеризовала содержание семинара, акцентируя внимание на том, что участники семинара увидят специфику социально-воспитательной работы, выстроенной в ИТИС.
С приветственным словом перед участниками семинара выступил проректор по социальной и воспитательной работе КФУ Межведилов Ариф Магидинович. Он подчеркнул важность работы куратора в системе воспитательной деятельности вуза, говоря о том, что именно он является тем человеком, который помогает ребятам пройти их студенческий путь, подсказывает, направляет. Ариф Магидинович пожелал кураторам академических групп работать с холодным разумом, но от чистого сердца.
Начался семинар с выступления директора ИТИС Абрамского Михаила Михайловича, который осветил специфику реализации учебно-воспитательного процесса в институте. Корпоративная культура ИТИС выстроена таким образом, что сотрудники института систематически проводят анализ взаимоотношений между студенческими группами и преподавателями на предмет понимания ими дисциплин, а также складывающихся взаимоотношений студентов и наставников. Студент ИТИС постоянно находится в ситуации выбора, начиная от языка программирования и заканчивая узкопрофильными дисциплинами, и потому роль куратора здесь особенно высока – он помощник, советчик. Таким образом, главный принцип работы преподавательского состава и сотрудников ИТИС – постоянный диалог со студентом.
Далее заместитель директора ИТИС по развитию Максимова Ирина Александровна рассказала о том, как в институте выстроена профориентационная работа. Процесс обучения строится таким образом, что базовые дисциплины ведут преподаватели университета, а дисциплины по выбору, а также мастер-классы и факультативные занятия ведут приглашенные из профильных компаний-партнеров специалисты.
Затем заместитель директора по воспитательной и социальной работе Бакирова Айсылу Наримовна осветила область социально-воспитательной работы института. В ИТИС реализуется наставничество (тьюторство) и студенческое кураторство, то есть «направляющими, помогающими» являются также студенты-старшекурсники. Для профессиональной навигации в ИТИС реализуется кураторство из IT-сферы. Студентов приобщают к общественной деятельности, а директор института регулярно проводит встречи со студенческим активом.
Завершил основной блок семинара организатор студенческих кураторов и тьюторов Дубровец Виталий Олегович. Он рассказал об опыте организации студенческого наставничества в ИТИС. Тьютор – это студент, который проводит занятия по выбранной им дисциплине, таким образом студенты могут улучшить свои знания, прослушав материал дополнительно и проделав задания. При этом есть важное требование к тьюторам – они не должны иметь академических задолженностей.
После выступлений кураторы академических групп ИТИС продемонстрировали участникам семинара открытые кураторские часы. Садеева Анастасия Николаевна для своего кураторского часа с первокурсниками выбрала тему первой сессии: со студентами они поговорили о различных реакциях организма на стресс, обсудили состояния студентов во время и после сессии, а также заострили внимание на том, что помогает справляться со стрессом во время сессии. Группа под руководством Сафиной Алии Эдуардовны в рамках деловой игры «Стартап-конструктор» училась мыслить оригинально и креативно. Абрамский Михаил Михайлович обучал свою группу механизму рефлексии как инструменту непрерывного присвоения опыта. Студенты первого курса отвечали для себя на 3 вопроса по отношению к первой сессии: что происходило со мной до и после сессии, изменил бы я что-то в своем поведении, если бы мог, и какие инсайты (открытия) я получил после того как сессия прошла. Для куратора было важно понимать состояние студентов, поэтому студенты отправляли свои ответы на эти вопросы ему лично в мессенджере.
Выездной семинар послужил полезным опытом знакомства с реализацией социально-воспитательной деятельности в институте. Специфические особенности, продемонстрированные в теории и на практике, могут быть использованы кураторами для улучшения взаимодействия со своими академическими группами.
Источник информации: Отдел по работе с общественными организациями и институтом кураторства Департамента по молодёжной политике
Фото: Елизавета Мухортова и Отдел по работе с общественными организациями и институтом кураторства ДМП