Новости

Меню

В Казанском федеральном университете продолжается работа семинара-презентации деятельности студенческих научных кружков.

23 апреля 2021 года деятельность студенческих научных кружков и объединений была презентована в Институте информационных технологий и интеллектуальных систем. Семинар-презентацию по организации деятельности студенческих научных кружков и объединений ИТИС посетили сотрудники Департамента по молодежной политике, Управления научно-исследовательской деятельности и заместители директоров институтов по научной деятельности и социальной и воспитательной работе.

С приветственным словом к участникам мероприятия обратился директор ИТИС Михаил Михайлович Абрамский. В своем выступлении Михаил Михайлович рассказал о функционирующих на базе института научных кружках, а также отметил, что «…лейтмотивами кружковой деятельности в институте являются междициплинарность и наставничество. Студенты института нацелены на то, чтобы в процессе обучения найти работу. Благодаря своей деятельности они имеют возможность знакомиться со студентами других институтов и с другими сферами деятельности. Также мы стараемся стимулировать горизонтальную коммуникацию между студентами и наставниками, студентами и аспирантами, студентами и школьниками. Результатом последнего стало открытие в 2020 году учебно-практической лаборатории Mentor Lab: студенты ИТИС работают со школьниками лицеев КФУ и студентами 1 курса в проектных группах в качестве менторов».

В рамках семинара-презентации свою деятельность представили: лаборатория интеллектуальных робототехнических систем, Digital Media Lab, а также кружок по проектной деятельности 1 курса.

Первыми о своей деятельности рассказали ребята, работающие в лаборатории интеллектуальных робототехнических систем (ЛИРС). Лаборатория была основа в 2016 году и ставит в основу своей деятельности научно-прикладные исследования в области автономных роботов (коллаборативное и роевое взаимодействие роботов, фундаментальные и прикладные аспекты взаимодействия человека и робота, машинное обучение и многое другое). В лаборатории есть робот российской компании Сервосила «Инженер», антропоморфный робот Robotis DARwin OP2 и др. Оборудование конвейерного типа, которое относительно недавно появилось в стенах лаборатории, уже активно используется для обучения студентов на образовательных робототехнических курсах, а также в научно-исследовательских работах.

Ребята и научные сотрудники лаборатории активно транслируют свои научные достижения в области робототехники, являются участниками множества тематических и смежных научно-практических конференций и неоднократно становились победителями в различных стипендиальных и грантовых конкурсах (к примеру, конкурс на получение стипендии Правительства РФ, конкурс научно-исследовательских и научно-практических работ на соискание именных стипендий Мэра г. Казани и др.). Кроме этого, студенты прививают любовь и интерес к данному научному направлению подрастающему поколению: гостями лаборатории довольно часто являются школьники (среди последних – учащиеся 5-х классов Международной школы г. Казани).

Затем участники посетили научно-исследовательскую лабораторию дополненной/виртуальной реальности и разработки игр (Digital Media Lab). Digital Media Lab – это уникальный digital-центр, который позволяет разрабатывать и тестировать проекты в различных режимах виртуальной реальности для различных областей: медицина, образование, юриспруденция, нефтегазовая отрасль.

Участникам рассказали и продемонстрировали в режиме виртуальной реальности разработанный аналог реальной установки, который используется с целью обучения и отработки определённого сценария действий по работе с установкой, а также продемонстрировали «цифровую перчатку». Все участники могли попробовать формат работы в режиме VR.

Последним свою работу представил кружок по проектной деятельности 1 курса, который был образован в 2020 году. На данный момент деятельность кружка реализуется в формате факультативной дисциплины у студентов 1 курса в рамках учебных семестров. Основная цель данной работы заключается в том, чтобы научить студентов работать в команде и коммуницировать между собой.

Далее участники семинара-презентации посетили Музей вычислительной техники имени Рената Касимовича Самитова.

А уже 27 апреля 2021 года деятельность студенческих научных кружков и студенческих научных обществ презентовал Институт международных отношений, который посетила представительная делегация во главе с проректором по социальной и воспитательной работе А.М. Межведиловым. Ариф Магидинович открыл мероприятие и в своем выступлении рассказал о значении работы студенческих научных кружков в КФУ и основных тенденциях их развития.

Далее слово предоставили заместителю директора по научной деятельности Р.М. Валееву. Рафаэль Миргасимович рассказал о состоянии науки в институте и о развитии студенческих научных кружков: «Студенческие научные кружки Института международных отношений принимают активное участие не только в реализации различных проектов, но и участвуют во многих конкурсах, которые проводятся, в том числе и в стенах КФУ. Активно участвуют и в научно-исследовательской деятельности, например, за 2020 год были напечатаны 324 студенческие публикации. 320 опубликованы в России, 4 работы за рубежом».

Первым был представлен научный кружок «Глобус», в котором студенты занимаются изучением вопросов новейшей истории зарубежных регионов и стран. В 2019 году «Глобус» стал победителем в конкурсе «Лучший студенческий научный кружок КФУ». Также данное объединение является лауреатом Республиканской премии «Студент года Республики Татарстан – 2019» в номинации «Студенческая научная организация».

Следующим Институт международных отношений представил студенческий научный кружок «Дым отечества». Члены кружка изучают историю России и ближнего зарубежья. В работе данного объединения студенты могут выдвинуть любую тему для обсуждения, касающуюся различных периодов становления России.

Далее презентовал свою деятельность студенческий научный кружок турецкой культуры. В рамках него студенты обучаются турецкому языку, активно изучают культуру Турции, проводят различного рода мероприятия.

Также была представлена деятельность студенческого научного кружка «Молодой интернационалист». На заседаниях кружка студенты разбирают различные международные конфликтные ситуации, точки зрения экспертов о характере, участниках, причинах возникновения конфликта, а также готовят и обсуждают доклады. Студенты сами разрабатывают возможный план решений для преодоления проблем международного характера. Также в заседаниях кружка принимают участие и преподаватели кафедры международных отношений, что позволяет улучшить качество проведения заседаний.

Следующим институт презентовал работу студенческого научного кружка «Корпусная лексикография», в котором участники составляют словарные статьи, обсуждают их, собирают и систематизируют материал. После этот материал, содержащий в себе лексикографическую проблематику, используют в дипломных работах, на студенческих конференциях.

Последним свою деятельность показал «Кружок реставрации». В рамках него студенты обучаются реставрировать музейные экспонаты, получают богатый опыт на занятиях, куда приглашаются известные реставраторы.

В конце семинара-презентации Арифом Магидиновичем были даны рекомендации администрации института и руководителям кружков по организационной работе, определению тематики деятельности научных кружков, по вовлечению большего количества студентов в деятельность научных кружков, и особенно иностранных обучающихся.

 

Источник информации: Елена Андреева, Назлыгуль Масалимова, Департамент по молодежной политике КФУ

Фото: Департамент по молодежной политике КФУ

Вход в личный кабинет
Забыли пароль?