Новости

Меню

Ильшат Рафкатович Гафуров сделал первый доклад на V международном форуме по педагогическому образованию

В Казанском федеральном университете в пятый раз стартовал один из самых представительных форумов России и мира, посвященных педагогическому образованию. Мероприятие является международным и нацелено на выявление тенденций и развитие новых академических проектов во взаимодействии исследователей из различных университетов мира.

Первый акцент, задавший тон всей работе форума, в рамках пленарного заседания поставил ректор КФУ, действительный член Российской академии образования Ильшат Рафкатович Гафуров. Свой доклад он преподнес как призыв ко всем, кто занимается проблемами образования.

Выступление началось с небольшого исторического экскурса и разбора работ многочисленных российских педагогов. В них огромное внимание уделялось формированию у человека основополагающих элементов всесторонне развитой личности, таких как добро, долг, справедливость, совесть, честь, к сожалению, серьёзно преломившихся в сознании и поведении наших современников. Впрочем, с подобными морально-этическими проблемами наше общество сталкивается всякий раз в переходные периоды своего социально-экономического развития. Это и ситуация второй половины XIX века (когда в России начали бурно развиваться капиталистические отношения), и эпоха, сопряжённая с революционными событиями (первые три десятилетия XX века), и 90-е годы прошлого столетия, ознаменовавшиеся концом социалистической эры и распадом Советского Союза. В последующие годы отсутствие идеологической линии создали ситуацию отсутствия единого тренда, и это характерно не только для России, но и для других ведущих сран.

«Надо признать, что современная отечественная наука не смогла своевременно и адекватно ответить на проблему формирования ценностей учителя в условиях меняющегося общества, что повлекло за собой многочисленные проблемы в школьном и педагогическом образовании, которые мы сегодня наблюдаем. В ряду их причин одно из ключевых мест занимают мировоззренческие вопросы, в том числе и отношение к личности учителя, его убеждениям, внутреннему миру, потребностям и др.  Например, мы игнорируем, что в нашу образовательную систему пришли вполне типичные для западного образования явления – коммерциализация образования, когда оно стало услугой, социальная дифференциация, образовательная миграция и т.д. Особо нужно отметить колоссальное снижение статуса профессии учителя, в связи с экономическими проблемами, высокой общественной ответственностью, усложнением условий и требований к профессиональной деятельности, повышением психологического давления», - отметил Ильшат Рафкатович Гафуров.

Достаточно интересно в исследовании Ильшата Рафкатовича представлено сравнение основных российских и зарубежных подходов к проблеме ценностей и убеждений. В том числе и исследователей приехавших для преставления своих результатов в Казань.

«Я думаю, что в сегодняшнем выступлении одного из ключевых спикеров форума – нашей американской коллеги Марии Терезы Тáтто, данная проблема будет подробно рассмотрена в международном контексте. Пользуясь возможностью, хочу поблагодарить профессора Татто за плодотворное сотрудничество с учёными нашего университета», - обозначил ректор КФУ.

 На основе различных исследований, в том числе и собственных, Казанский университет сформулировал несколько базовых положений для трансформации содержания педагогического образования. Они являются частью практического наполнения той новой системы подготовки учителей, которая создавалась в течение последних лет. В этом главное отличие исследовательского университета подобного КФУ от традиционных педагогических вузов. Принцип быстрого и прямого трансфера результатов научных исследований, характерный ранее для естественнонаучного блока, в КФУ был воплощен в жизнь и в педагогической сфере. Как многие знают, в Казани реализуется новая модель подготовки учителей, неотъемлемой частью которой являются собственные лицеи Казанского университета, которые рассматриваются как площадки прямого трансфера наработок. С учетом осознания значимости формирования необходимых ценностей и убеждений у будущего учителя в КФУ было сформировано несколько принципов, которые непосредственно учитываются при трансформации образовательных программ.

Подробнее с докладом ректора можно ознакомиться в разделе «Публикации» сайта ректора КФУ. Форум продлится еще три дня, и завершится публикацией многотомного издания докладов. Подробнее о ходе форума вы сможете узнать на сайте kpfu.ru. Следите за новостями!

 

 

 

Вход в личный кабинет
Забыли пароль?