Новости

Меню

Психолог КФУ: "Встреча со своей ранимостью, смертностью, ущербностью - задача экзистенциального понимания психологии"

Доцент кафедры педагогики Института психологии Казанского федерального университета, член Восточно-Европейской Ассоциации экзистенциальной терапии, сертифицированный психотерапевт Европейской ассоциации психотерапии Вера Зелеева рассказала, в чем отличие экзистенциальной психологии от прочих психотерапевтических методик и как экзистенциальный психолог помогал людям после крушения теплохода «Булгария».

Разговор мы начали с того, что же вкладывается сегодня в понимание «экзистенциальная психология».

Говоря обобщенно, экзистенциальная психология (от лат. «exsistentia» — «существование») представляет собой научное направление, опора которого — размышления на так называемые «вечные» темы.

Экзистенциальная психология помогает найти ответы на такие вопросы: в чем смысл жизни, кто я и зачем я живу, что такое смерть, ценность своего существования, вопрос ответственности и взаимодействия с другими людьми.

— Экзистенциальный разрез психологии ставит человека перед тайнами и безднами жизни, а не только решает тактические вопросы. Традиционная психология объясняет человека в тех его аспектах, в которых он предсказуем, управляем, объясним. Но в людях всегда есть что-то, что выходит за рамки этой предсказуемости, потому что мы имеем дело с достаточно большой степенью неопределенности в мире.

Экзистенциальное направление появилось в 20-е годы XX века в Европе - когда появились средства массового уничтожения, и, нажав кнопку, можно было уничтожить тысячи людей, тогда-то в Европе и стали понимать ужас космического безразличия к своей жизни.  

Если кратко определить, в чем суть экзистенциальной психологии, то это упор на индивидуальность каждого человека в конкретный момент времени. Данный подход предлагает рассматривать каждую личность по отдельности и не сводить все к общим правилам и законам человечества.

Важным моментом становятся кризисные, сложные переживания, личные трудности. В некотором смысле это можно сравнить с катарсисом, когда человек сквозь сильное эмоциональное потрясение узнает истинного себя, находит смысл.

Именно в такие «пограничные», то есть необычные, трудные ситуации, когда человек переживает глубокое потрясение, на первый план вместо повседневных забот выходит сама жизнь.

Муж после многих лет совместной жизни сказал, что любит другую, близкий человек неожиданно насовсем уезжает в другой город, разводятся родители, и ребенок чувствует, что теряет одного из них, — все эти случаи должны тщательно прорабатываться на консультации у психолога. Но тяжелее всех потерь – смерть. Наиболее приемлемым методом в психологическом  консультирования случаев потери близкого является на сегодняшний день экзистенциальный подход.

Экзистенциальная психотерапия помогает справиться с такими безнадежными ситуациями, как депрессия вследствие пережитых критических ситуаций, внутренняя опустошенность, страхи, отсутствие смысла жизни, – пояснила Вера Петровна.

Особенную помощь она способна оказать при переживании посттравматического синдрома, тяжелых смертельных заболеваниях, потере близких.

После крушения теплохода «Булгария» в 2010 году Красный Крест призвал меня к работе. Мы находились рядом с людьми, потерявшими на теплоходе своих близких, и помогали им прожить это переживание.

Психолог настаивает, что человека, переживающего потерю, нельзя торопить.

Есть определенные стадии, которые страдающему надо прожить: вначале шок и оцепенение, затем – отрицание, затем – злость и агрессия, стадия острого горя и депрессии и, наконец, - принятие.

Нельзя давать таблетки, торопить и «тормошить» – он должен прожить свое горе полностью. В этот момент у него очень большая психологическая нагрузка. Поэтому нельзя чем-то его нагружать дополнительно: расковыривать его прошлое или вытаскивать какие-то другие воспоминания. И главная роль психолога в этом случае – просто быть рядом с ним, как поддерживающий фактор.

- При оказании психологической помощи человеку, переживающему потерю близкого, психологу необходима мудрость и понимание того, о чем говорить или не говорить, что делать обязательно, а чего не стоит делать ни в коем случае. В такой ситуации психотерапевт должен показать всю индивидуальность самого человека, помочь ему выбраться из прошлого и начать жить настоящим.

Отвечая на вопрос, каждый ли психолог может стать экзистенциальным психотерапевтом, наш эксперт уверен, что каждый сам определяет для себя ту степень, до которой он может выдерживать глубинные, сложные переживания собеседника.

– За каждой, даже простейшей, жизненной ситуацией клиента могут стоять важные для психолога вещи, которые могут спровоцировать глубинные переживания. Поэтому экзистенциальные психологи – это своего рода избранные, обладающие серьезным духовным опытом и душевной выдержкой, пришедшие в профессию не потому, что им это интересно, а чтобы понять для себя нечто важное.

Подготовка психологов в общем и экзистенциальных психологов в частности предполагает личную терапию.

Диплом экзистенциального психолога говорит о том, что психолог в любой момент может быть призван поддерживать людей, потерявших близких. А случается так, что психологически он оказывается не готов, потому что у него могли срезонировать свои собственные переживания,  не отработанные на практике, и такие психологи оказываются потерянными, парализованными, не знают, что делать и как.

Поддержка в виде разбора личных переживаний и супервизия у нас в стране, к сожалению,  не предусматриваются. Зато классическое психологическое образование за рубежом – это обязательно не только обучение, но и личная терапия, и супервизия, то есть регулярное представление своих случаев из практики для рассмотрения коллегами, чтобы понять, насколько правильно ты работаешь.

С 1996 года Вера Зелеева, окончив Институт гуманистической и экзистенциальной психотерапии (Вильнюс, Литва), использует изученное на практике.

В практике психологии образования появились новые темы, такие как эмоциональное здоровье учителя, безопасность образовательной среды. Учителя часто испытывают трудности, связанные и с профессиональной самореализацией и самоидентификацией, и с коммуникацией с родителями и учениками. В таких случаях помощь экзистенциального психотерапевта приходится как нельзя кстати.

На практике в школах психолог предлагала такой вариант - введение консультативной службы для преподавателей. Главное условие – сохранение тайны консультации для администрации, чтобы та не пыталась таким образом влиять на неугодных учителей.

Подобные консультации помогают развитию педагога – мы вместе раскрываем возможности в решении сложных, кризисных моментов. Ведь экзистенциальная психология позволяет увидеть особенности образовательного процесса, по-новому взглянуть на отношения педагогов между собой и отношения педагога и обучающегося.

Завершая беседу, наш эксперт отметила, что в современном мироустройстве, со всеми его техногенными катастрофами и природными аномалиями, как никогда повышается актуальность и востребованность работы психолога-консультанта.  

Люди все чаще нуждаются в профессиональной помощи психолога, в том понимании, неосуждении и принятии, которое дает знание человеческой психологии и экзистенции.

Вход в личный кабинет
Забыли пароль?