Новости

Меню

Второй кинолекторий КФУ посвятили «Крейцеровой сонате» Льва Толстого

Второй кинолекторий из цикла «Творчество Льва Толстого в мировом кинематографе», прошедший сегодня в шоу-руме Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ, посвятили повести «Крейцерова соната» классика и ее экранизации.

Серия кинолекториев проходит в рамках Года Льва Толстого, объявленного в Татарстане и Казанском федеральном университете в 2018 году. Модератором кинолектория выступил доцент кафедры русской и зарубежной литературы ИФМК им.Л.Толстого КФУ Артем Скворцов.

Первый кинолекторий был посвящен экранизации визитной карточки Льва Николаевича — романа «Война и мир» — и прошел в конце марта. На этот раз организаторы решили поговорить со студентами Казанского университета о повести Льва Толстого «Крейцерова совета», опубликованной в 1890 году. Также был продемонстрирован фрагмент 2-серийной экранизации произведения классика «Крейцерова соната» с Олегом Янковским в главной роли. По мнению модератора, в экранизации 1987 года режиссеру Михаилу Швейцеру удалось в полной пере передать дух повести Толстого. По подсчетам Артема Скворцова, порядка 80-90 процентов текста повести звучит с экрана в этом фильме.

По словам Артема Скворцова, «Крейцерова соната» — повесть Толстого, не столь известная сейчас, но в своем время вызвавшая необычайно широкий эмоциональный отклик читателей. Из-за необычного и скандального для того времени характера произведения публикация «Крейцеровой сонаты» в журнале или отдельным изданием была запрещена цензурой. Только после того, как жена писателя, Софья Толстая, получила личную аудиенцию у Александра III, царь неохотно разрешил опубликовать повесть в 13-м томе собрания сочинений Толстого.

«Лев Николаевич был новатором в искусстве, — подчеркнул доцент КФУ. — Когда Толстой писал «Войну и мир», он фактически сломал жанр романа и создал жанр романа-эпопеи. В повести «Крейцерова соната», которая относится к позднему творчеству Толстого, писатель тоже поставил некий жанровый эксперимент».

По мнению Артема Скворцова, в этом произведении Толстого явно прослеживается влияние Федора Достоевского:

«Мы имеем дело с почти криминальным сюжетом — супруг убивает свою жену на почве ревности, и это вызывает ассоциации с некоторыми произведениями Достоевского. Образ главного героя Василия Позднышева вольно или невольно вызывает явные ассоциации с некоторыми персонажами Достоевского — в первую очередь с Раскольниковым — по нервозности, взвинченности».

Артем Скворцов отметил, что мало какое произведение Толстого вызывало столь бурную и шоковую реакцию современников, как «Крейцерова соната». «Казалось бы: в произведении с камерным сюжетом описывается семейная жизнь двух образованных столичных дворян. Но какая семейная жизнь! Это произведение резко памфлетное, почти фельетонное. В нем Толстой устами своего героя говорит решительное «нет» тогдашним представлениям о браке, семейной жизни. Там очень много рассуждений на тему интимных отношений полов. Для того времени это было вообще по ту сторону приличия. Сам факт того, что Толстой касался этой тематике и максимально откровенно, насколько это было возможно тогда, все эти материи затрагивал, шокировал», — заявил доцент КФУ. По его словам, эту повесть критиковали не только за откровенность, но и некую тенденциозность. В частности, Антон Чехов критически оценил повесть и высказался в духе того, что Лев Толстой плохо знает человеческую природу.  

«Лев Николаевич действительно в некоторых эпизодах этого произведения устами своего героя договаривается до идеи безбрачия, отказа от отношений полов в целом», — сказал он.

Говоря об экранизации «Крейцеровой сонаты», Артем Скворцов назвал роль Позднышева одной из лучших и ярчайших ролей Олега Янковского в кино. «На экране, а фильм идет почти два с половиной часа, в основном мы видим крупным планом лицо одного человека — Олега Янковского. Это почти театр, но все-таки это кино. Это называется бенефис, когда один актер держит на себе всю постановку, — отметил модератор кинолектория. — Все реплики фильма максимально точно соответствуют тому, что прописано у Толстого».

Вход в личный кабинет
Забыли пароль?