Ежегодно в Казанский федеральный университет поступает большое количество первокурсников. Чтобы всем было комфортно в новой учебной среде, а также для решения других проблем студентов многие вузы давно используют систему кураторства групп. И КФУ не исключение. Именно тема наставничества студентов, актуальность которой подтверждается каждый день, стала причиной проведения семинара для преподавателей.
– Куратор – это наставник в лучшем смысле слова, связующее звено между администрацией, студентами и родителями. Он не только помогает студентам адаптироваться к новой системе обучения в вузе, но и является залогом успешного овладения студентами профессии, то, ради чего они пришли в вуз, ‑ отметила во вступительном слове директор Департамента по молодежной политике Юлия Виноградова. Она подчеркнула важность работы, которую осуществляют кураторы академических групп Института психологии и образования, которые как никто лучше знают психолого-педагогические аспекты воспитательной работы с молодежью.
Директор Института психологии и образования Айдар Калимуллин подчеркнул, что в ИПО не только сфера научно-исследовательской работы, но и воспитательная работа со студентами являются приоритетными направлениями.
- Кураторы играют большую роль в становлении будущего профессионала. И если на первом курсе студентам необходима помощь в адаптации, то на последних курсах требуется помощь в научном самоопределении, и эту функцию могут выполнять уже научные руководители. Таким образом, преподаватель, выполняющий функции куратора студенческой группы, – это посредник между студентами и сложной структурой жизнедеятельности вуза.
«Педагогическое кредо Института психологии и образования: «Каждый студент талантлив и интересен по-своему и это надо в нем развивать», ‑ заявила с трибуны заместитель директора Института психологии и образования Ляйсан Рыбакова, делясь с коллегами особенностями воспитательной работы со студентами.
Она рассказала о проведении для первокурсников адаптационной школы «Вместе не страшно!», в задачи которой входит знакомство с молодежной политикой РТ, КФУ, формирование представлений о структуре учебного процесса и внеучебной деятельности, развитие групповой сплоченности, создание благоприятного психологического климата в коллективе. Увеличению числа студентов, вовлеченных в социально-значимую деятельность, способствуют и традиционные для ИПО мероприятия: «Посвящение в педагогическую профессию», добровольческая деятельность, ежегодный фольклорный фестиваль народов России, тренинговые технологии.
Полезные советы кураторам по формированию критического мышления как способа прогнозирования риска антисоциальных явлений в молодежной среде дала куратор академической группы 17.2-401 ИПО КФУ Валерия Степашкина. Опытом превентивной работы со студентами Института психологии и образования поделился куратор академических групп 17.-804, 17.2-805 ИПО КФУ Андрей Мельников.
Технологию форум-театра представила куратор академических групп 17.1-609, 17.1-610 ИПО КФУ Лейсан Каюмова, отметив, что форум-театр активно применяется в работе Молодежной ассамблеи народов Татарстана, Совета молодых педагогов Республики Татарстан, Академии творческой молодежи РТ. Всего в период 2016-2019 годов в проекте охвачено более 1000 молодых педагогов. Выступления студентов ИПО КФУ носят открытый характер, проводятся в рамках образовательных площадок КФУ, Школ педагогов, конференций, Иннополиса.
О том, что кураторство – важнейшая составляющая в воспитательном процессе, отметил в своем выступлении и проректор по социальной и воспитательной работе КФУ Ариф Межведилов. Он уточнил, что более 600 сотрудников и преподавателей нашего вуза осуществляют деятельность куратора. И этот мощный кураторский состав решает одну из важнейших задач высшей школы: способствует становлению гражданской позиции и нравственному самоопределению личности студентов.
- Замечательно, что наставническое движение развивается, однако хотелось бы, чтобы имидж куратора был поднят на более высокий уровень. Ведь на сегодняшний день в вузы приходит менее активная молодежь. Большинство из ребят равнодушно относятся и к спорту, и к общественной жизни, и к своим однокашникам. От того, насколько куратор серьезно относится к своей дополнительной нагрузке, зависит тот самый дух университета, что воспитывает гармонично развитую личность.
Завершился семинар церемонией награждения наиболее отличившихся в наставнической деятельности кураторов академических групп. 10 кураторов получили свои заслуженные награды из рук заместителя председателя Комитета по делам детей и молодежи Исполнительного комитета г. Казани Марата Уразаева, 15 кураторов были награждены благодарственными письмами ректора КФУ Ильшата Гафурова за эффективную деятельность и высокие результаты в деле воспитания студенческой молодежи.
Галина Хасанова; Отдел по работе с общественными организациями и институтом кураторства