Казанский федеральный университет имеет в своей структуре два лицея. Оба, по версии крупнейшего рейтингового агентства RAEX, анализирующего качество образования более 44 000 школ, находятся в сотне лучших в стране.
Разумеется, таких результатов удалось добиться благодаря сочетанию целого ряда факторов: от удачного месторасположения в структуре старейшего классического университета до профессионализма педагогического состава и старания талантливых воспитанников.
Вместе с тем одной из основных причин такого успеха стали создаваемые в лицее возможности для раскрытия талантов.
В лицее проходят обучение 300 молодых людей. Концепция предполагает круглосуточное нахождение ребят в учреждении – они учатся, занимаются спортом, играют, питаются, спят. Так, в течение всего обучения ребята находятся в поиске того самого главного занятия, которому они хотели бы посвятить свою жизнь.
Сегодня, 29 января, после окончания занятий и во время внеклассных уроков лицеисты презентовали ректору КФУ свои разработки. Надо отметить, что ребята добились значительных успехов в программировании роботов. Некоторые из них собираются здесь же на базе плат от эффективной аппаратно-программной платформы для проектирования и создания новых устройств «Arduino», некоторые предоставлены в виде готовых конструкций и набора деталей ведущими производителями. Но то, что попадает в руки юных изобретателей, сразу приобретает новый смысл и вид. Нешаблонное мышление ребят позволяет видеть новое применение в уже известных вещах.
«Вам нужно научиться не только поиску информации, но и действию. Не нужно бояться делать. Неудачи случаются в жизни, но предприниматель отличается умением рисковать и искать выход из сложной ситуации. В конечном счете, это и приводит его к успеху», - сказал Ильшат Рафкатович, обращаясь к собравшимся.
Первый проект ребят как раз предполагает быстрый и эффективный трансфер технологии. «Рука помощи» - именно так назвал свой проект лицеист Илдан Петров - является роботом-манипулятором, созданным для оптимизации работы почтовых и грузоперевозочных служб. Система определяет цветовую метку на конвейере и сортирует посылки в нужном порядке согласно заявленному шаблону. Сам прототип довольно компактный и помещается в стандартную коробку для бумаги. Радует, что разработка уже эффективно прошла тестирование - сортировка работает и справляется с поставленными задачами.
Следующая разработка - проект «WetAir» - была представлена лицеистом Шакиром Шафигуллиным. Предполагается, что умный увлажнитель воздуха «WetAir» может помочь людям с заболеванием дыхательных путей. Прибор работает на микроконтроллере «Arduino» с помощью ультразвука, используя датчики тепла и влажности, «WetAir» определяет состояние помещения, испаряет воду в контейнере, повышает влажность. Разработка очень актуальна в российских условиях, где люди страдают от недостатка влажности в квартире из-за отопления в зимний период.
Уже известно, что стоимость прототипа невелика, хотя сам автор признает - еще предстоит доработать дизайн «WetAir» и прописать приложение для смартфона, таким образом, устройство можно будет активировать удаленно, получая данные о состоянии воздуха в комнате еще до возвращения домой. Это важный элемент так называемого «умного дома».
Далее ректору продемонстрировали систему для «захвата» движений человека - технология может использоваться как в образовании, так и в индустрии электронных развлечений. Рассказали ректору и об интерактивной исторической игре. Пока воспользоваться ей могут только лицеисты, однако в перспективе разработка может быть применена в образовательном процессе. Историческая игра, созданная лицеистами, имеет доступную интерактивную форму и делает процесс запоминания дат, личностей и событий намного легче.
В разговоре с лицеистами речь зашла также о дронах и беспилотной авиации. Так, разработки проекта «Silvan Project», представленные целой группой юных инженеров, интересны, прежде всего, тем, что полностью созданы на 3D принтере. Сейчас ребята работают над возможностью распечатать двигатель для самолета - тогда беспилотник сможет собрать любой школьник.
Характерно, что тематика проектов, продемонстрированных сегодня ректору в лицее, уже имеют свое отражение в исследованиях ученых нескольких институтов КФУ и являются приоритетными для страны.
Завершая встречу, Ильшат Рафкатович Гафуров предложил директору лицея Тимербулату Рашидовичу Самерханову расширить возможности подобной творческо-инженерной деятельности воспитанников и пополнить методические комплексы новыми разработками, а самих лицеистов пригласил посетить научные лаборатории университета, в которых ведутся смежные с их инженерной деятельностью исследования. Вероятно, что после такой встречи лицеистов и ученых, совокупность опыта и свежего взгляда на проблему откроют в Казанском университете новые направления для исследований.